Как отличить настоящую купюру от фальшивой, можно ли отказаться от навязанной страховки, безопасно ли пользоваться банковскими картами, и почему от мошенников чаще всего страдают пожилые люди? Об этом и многом другом члены общественной организации «Тульский региональный союз пенсионеров» узнают во время курса занятий «Финансовый ликбез», организованного отделением по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО.
Во время экскурсии по музейному фонду пенсионерам демонстрируют коллекцию денежных знаков России и других государств, редкие старинные экспонаты-свидетели быта банковских служащих и многое другое. После ознакомления с историей банковского дела в Тульской губернии для гостей проводится лекция-беседа, содержащая много новой, полезной информации о мире финансов, после которой можно задать интересующие вопросы и поделиться опытом.
«Сегодня мы, как и многие пенсионеры, получаем пенсию на банковскую карточку. Да только не всегда понятно, везде ли ею безопасно расплачиваться. Благодаря занятиям в Банке России мы узнаём, какие правила нужно соблюдать при пользовании карточкой. От этого чувствуешь себя спокойнее и увереннее», - поделилась впечатлениями Татьяна Васильевна Баландина, председатель правления Привокзального отделения «Тульского регионального союза пенсионеров».
Если вы хотите принять участие в занятиях по финансовой грамотности, проводимых специалистами тульского отделения Банка России, оставьте свою заявку по телефонам: (4872) 32-50-51, 32-52-96. Мероприятия проводятся для групп от 10 до 20 человек. Участие бесплатное. Для прохода в здание Отделения необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ.
Если ваши права нарушены
В I квартале 2018 года в Банк России поступило 389 обращений от жителей Тульской области, что на 24 жалобы больше, чем в прошлом квартале. Как сообщили в Отделении по Тульской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, больше всего туляки жалуются, как и в IV квартале 2017 года, на банки (220 обращений), на втором месте – страховые компании, на них пришлось 102 обращения.
Самые распространенные жалобы, относящиеся к банковской сфере, касались проблем с погашением кредитов, с которыми сталкивались туляки. На эту тему поступило 44 обращения. 36 раз жители нашего региона пожаловались на навязывание дополнительных услуг. Кроме того, граждан волновали такие вопросы, как условия заключенного договора с банком, блокировка платежной карты, розыск пропавших переводов, получение кредитной истории и др.
Вторая по «популярности» тема для обращений у туляков традиционно ОСАГО: на неверное применение коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду) – поступило 54 обращения, невозможность заключения договора ОСАГО в электронном виде – 17, отказ заключить договор по причине отсутствия бланков полиса – 4.
На микрофинансовые организации пришлось 24 обращения. На кредитные потребительские кооперативы жаловались 12 раз – граждан волновали вопросы невозврата личных сбережений, на ломбарды – 1. Деятельность негосударственных пенсионных фондов вызвала недовольство у туляков 5 раз.
Если ваши права, как потребителя финансовых услуг нарушены, вы можете обратиться за помощью в Банк России. «Обратите внимание: если вы столкнулись с организацией, оказывающей финансовые услуги без лицензии Банка России, либо не включенной в реестр Банком России, скорее всего, вы имеете дело с мошенниками, о чем нужно срочно сообщить в Банк России и правоохранительные органы», – советует Дмитрий Новиков, управляющий отделением по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО.
Удобнее всего направить обращение в электронном виде. Для этого необходимо зайти на сайт www.cbr.ru и выбрать раздел «Интернет-приемная Банка России». Выберите тему жалобы, оставьте контактные данные и опишите суть вашей проблемы. Также вы можете позвонить по телефону горячей линии: 8-800-250-40-72. Письменное обращение можно направить по почте на один из адресов: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12; 300041, г. Тула, ул. Советская, 88. Кроме того, вы можете позвонить по телефону горячей линии: 8-800-250-40-72. При подаче жалобы следует предварительно подготовить документы, связанные с описываемой проблемой. Отстаивая свои права, вы также помогаете улучшить качество предоставляемых финансовых услуг.
Карты биты
Почему туляки, пользуясь банковскими картами, лишаются всех денег.
Правила пользования платежными картами известны всем, даже подросткам. Казалось бы, что тут сложного: не оставлять карту без присмотра, не передавать ее или информацию о ней посторонним лицам, даже если это друзья и коллеги, не хранить пин-код с картой… Вместе с тем, из сводок новостей правоохранительных органов практически каждый день видно, что граждане часто лишаются сбережений по собственной неосмотрительности.
«Дружеская» кража
Жительница Новомосковска обратилась в полицию: кто-то украл ее банковскую карту, лежащую в шкафчике на рабочем месте. Кража обнаружилась, когда на телефон пострадавшей пришло смс-уведомление о снятии с карты денег – 4900 рублей, сообщает пресс-служба регионального УМВД. Стражи порядка быстро установили, что на чужое покусилась ее коллега и по совместительству приятельница. Подруге, видимо, было сложно удержаться от соблазна: карта лежит на видном месте, да еще и с пин-кодом.
Карта + пин-код = удачная находка
Похожая ситуация произошла не так давно в Ефремове. Пассажирка автобуса обнаружила кошелек, в котором находилась банковская карта и листок с пин-кодом. Проверив в банкомате, что на карте есть 26 тысяч рублей, она решила не рисковать и не снимать деньги в городе, а передала карту дочери, которая на следующий день обналичила деньги в банкомате Москвы, сообщает пресс-служба прокуратуры Тульской области.
Конечно, таких неприятных ситуаций пострадавшие могли бы избежать, если бы помнили элементарные правила пользования банковскими картами.
«Не храните пин-код в кошельке. Тем более неосмотрительно записывать его на оборотной стороне карточки. Никогда и никому не сообщайте данные своей карты, даже если человек представляется сотрудником банка. Запомните, для перевода денег с карты на карту достаточно знать лишь ее номер. И, наконец, не оставляйте карту без присмотра, даже в компании коллеги по работе», – рекомендует управляющий Отделением по Тульской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрий Новиков.
В случае если банковская карта потерялась или ее украли, необходимо сразу же позвонить в службу поддержки банка, выпустившего ее, и заблокировать карточку. Если к ней подключен СМС-банкинг, то ее можно заблокировать с помощью этого сервиса, отправив сообщение со специальным текстом.