Все, кто с ним знаком, говорят о нем, как о трудолюбивом, ответственном, обязательном человеке. Гуськов всегда хорошо понимал значение и цену слов «надо» и «дисциплина». Так воспитали родители и военное детство. Родился Петро (так себя называл ветеран) 13 июля 1927 года в д. Маклец Сталиногорского района. Работать в колхозе начал с 10 лет: пахал, ездил в ночное, объезжал лошадей, косил, возил подводы. В июне 41-го грянула Великая Отечественная война, перевернувшая судьбы миллионов советских людей и, помимо воли, заставившая быстрее повзрослеть маленьких граждан СССР. Старший сын Гуськовых уехал на фронт, Пете в июле исполнилось 14 лет, а в ноябре после ожесточенных боев наши войска отступили, и Сталиногорский район заняли части вермахта.
- Отец мой из-за немцев умер, на нервной почве. Мать осталась с тремя детьми, я старший. Но обо всем по порядку, - рассказывает Петр Никифорович. - Двое суток стояли немцы. Лошадь отобрали. 17 фашистов и два наших пленных у нас в доме разместились. Один пленный натуральный, а второй – настоящий гад. Он немцем продался. Немцы первому дадут поесть, а этот у него отнимает. Мой отец сказал подлецу: «Если бы не дети, я тебя бы разорвал на куски. Они завоеватели. А ты свой и своего истязаешь». Этот случай очень сильно папе в душу запал, он заболел. А я вот какой эпизод запомнил. Народу в доме много. Мать с сестрой на кухне под пулеметами спали, отец на печке, я на лавке. Младший братишка плохо засыпал, разговаривал во сне. А среди немцев был офицер, говорящий по-русски. И вот наш малец спрашивает: «Мама, где мне лечь?» Немец показывает рукой, мол, ко мне иди. Легли, потом офицер вышел курить, вернулся, одеяло к себе потянул, а брат сквозь сон : «Гут, гут, немцу капут». Немец только улыбнулся и ничего не сказал. Среди постояльцев еще был финн, чуть мать не зарубил, что-то его не устроило.
Когда Сталиногорск освободили, дети и подростки наравне со взрослыми принялись восстанавливать Маклецкий элеватор, Сталиногорскую ГРЭС. Немалая толика труда вложена и Петром Гуськовым. С учебой в школе у Пети не сложилось. Мальчишка умный и смекалистый, но уж больно далеко до школы добираться было, да и работы что в колхозе, что дома хватало.
- Я даже шести классов не кончил, - признается ветеран. - Потом в вечерней учился, чтобы в техникум поступить. Очень далеко до школы ходить было, а мальчишки деревней на деревню дрались. Мне пришлось один раз с пятерыми схватиться.
С особой теплотой в голосе мой рассказчик вспоминает, как решил стать машинистом. Вообще, надо отметить, все разговоры Петра Никифоровича сводятся к железной дороге. 40 лет трудовой деятельности на стальных магистралях занимали и занимают до сих пор наиважнейшее место в жизни этого уважаемого человека.
-В 43 году мои товарищи ушли на 4 шахту токарями работать. Я тоже задумывался о будущем. Однажды пасу скотину, и вижу: «ФД» едет (паровоз «Феликс Дзержинский» - при. авт.). Красавец! Решил: я буду машинистом. А отец у меня составителем на железной дороге работал. И вот в октябре 43 года я, шестнадцатилетний, иду в депо. Меня с удовольствием взяли учеником слесаря, я был малый физически сильный. 4 месяца отучился и сразу же 4-й разряд получил. Работал индивидуально, не в бригаде, самые тяжелые работы – мои. Норму с меня снимали. Еще будучи учеником, начал рационализаторские предложения вносить. В войну по трое суток не вылазил из депо. Спал в цеху на верстаке, на войлочном настиле, под голову - телогрейка. Мне нужно было 35-40 минут передремать. По 18 часов работал без устали. В течение 10 лет каждый день на работу из Маклеца ходил. Зимой - на лыжах. Не раз волков встречал. Почему в общежитии не жил? У меня мать, семья (женился 19-ти лет не было), хозяйство нужно обрабатывать. Мы не голодали. Молоко, мясо – все имелось. Были сыты. Я карточки отдавал своим ребятам-напарникам. Мать только сахар просила брать. В сутки спал по 2 часа. Работал по 2 смены. Я и 9 мая 1945, в День Победы, был в депо, на работе. Радио висело в механическом цехе, к нам пришли мастера и объявили новость. Всех в столовой собрали, угостили бесплатно. Пляски пошли, на аккордеоне играли. Радость, веселье!
После войны карьера Петра Гуськова пошла в гору: слесарь, помощник машиниста, машинист с 1956 по 1983 год. В 1946-м и 1950 году награжден знаком «Отличный паровозник», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), значками «Ударнику сталинского призыва» (1951), «Отличнику социалистического соревнования» (1963). В 1969 году получил звание «Почетный железнодорожник». В своей среде Петр Гуськов – признанный машинист-ас. Он мог разобраться с любыми сложностями в тепловозе, найти первопричину проблемы и устранить ее. Гуськов одним из первых в депо выявил причину пережога топлива. Проблема заключалась в недостаточной мощности дизельной установки. Благодаря настойчивости Петра Никифоровича, проблему ликвидировали. Петра Никифоровича называли мастером вождения поездов. Перед уходом на пенсию ветеран войны и труда как наставник проводил для молодежи показательные рейсы. В 1982-83 гг. работал в техкабинете с локомотивными бригадами.
- Железная дорога – мой второй дом. Я работал ни за награды, ни за грамоты, а за совесть, - подчеркивает Петр Никифорович.
Ветеран поддерживал связь с родным предприятием, стремился быть в курсе событий. В 2009 году участвовал во встрече ветеранов войны и труда Московской железной дороги в столице в честь Дня Победы. Петр Никифорович, как настоящий мужчина, успел все в своей жизни: и на благо Родины поработать, и троих сыновей (младший был отличный железнодорожник, что очень важно для Петра Никифоровича) воспитать вместе с супругой, и дом построить, и сад-огород посадить. К сожалению, и жена, и дети ушли в мир иной. Рядом с ветераном шестеро внуков, правнуки, один, кстати, окончил железнодорожный техникум, подрастают другие. Кто знает, может, и продолжится железнодорожная династия Гуськовых… шаблоны для dle
Источник: Газета Знамя
12.08.2017 19:31